Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Суббота, 04.05.2024, 14:34
Приветствую Вас Гость
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » 2013 » Июль » 28 » @дневники
    00:22
     

    @дневники



    13 декабря культовому советскому актеру Николаю Рыбникову исполнилось бы 80 лет. Легендарный и любимый всеми актер запомнился своими добрыми и душевными ролями в фильмах "Высота", "Весна на заречной улице", "Девчата", "Девушка без адресса", "Чужая родня", "Им покоряется небо", "Нормандия-Неман" и других...

    Жизнь одного из самых солнечных актеров советского кино Николая Рыбникова окружена легендами. Рассказывают, как в детстве он помогал матери, работающей прачкой, отжимать белье, как пошел учиться «на доктора», но через два года подался в актеры, сказав впоследствии, что худшей ролью в его жизни была роль врача, как разыгрывал однокурсников в общежитии — об одном из таких розыгрышей, едва не стоившем Рыбникову жизни, Петр Тодоровский снял фильм «Такая чудная игра».

    Но больше всего слухов ходит вокруг отношений Николая Николаевича с Аллой Ларионовой — женой и любовью всей его жизни. Он добивался ее руки 10 лет, терпеливо пережидая пылкие романы с другими и подчекнутую сдержанность к нему самому. Женившись, актер так до конца и не поверил, что теперь эта блистательная женщина принадлежит ему.

    Специально к юбилею отца согласилась на откровенное интервью его старшая дочь, которая уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения. Самые интересные фото и выдержки из которого я и предлагаю вашему вниманию.


    ВСЕ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО В НАШЕМ ДОМЕ БЫЛО НА ПАПЕ, ЗАТО ЗА РУЛЕМ МАМА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ УВЕРЕННЕЕ

    — Алена Николаевна, что больше всего помнится вам из детства?

    — Наверное, то, что родителей постоянно не было дома. Они никогда не отказывались от предложений где-то выступить и срывались в дорогу по первому зову. Когда их не снимали, ездили с концертами «Поет товарищ кино» и «Говорит товарищ кино». Мы с сестрой Аришей по ним очень скучали. Как правило, они приезжали вечером. Если мы еще не спали, целовали нас на ночь, а утром, когда мы просыпались, их уже опять не было. Правда, это не мешало родителям воспитывать нас в строгости.


    Алла Ларионова с дочерьми Аленой и Ариной. «Мама у нас была стойким человеком, никому не показывала свою слабость»

    — Кто был строже — папа или мама?

    — Разделения на «доброго» и «злого» родителя у нас не существовало. Уж если они считали необходимым серьезно с нами поговорить, то нам с Аришей попадало от обоих по полной программе. Но, конечно, больше всего времени с нами проводила наша любимая бабушка — мамина мама Валентина Алексеевна. Чтобы мы не забыли родителей, она повесила на стену их портреты и время от времени на них показывала — напоминала.

    Ариша, которая была на четыре года младше меня, привыкла: раз на стене висит портрет, то это либо папа, либо мама. В три года мама привела ее в больницу вырезать гланды. И ребенок, увидев на стене фотографию мужчины, среагировал мгновенно — показал на него пальчиком и закричал: «Папа!». На снимке был... Никита Сергеевич Хрущев. Мама рассказывала, что врачи сначала ахнули, а потом долго смеялись.


    Николай добивался руки Аллы 10 лет, терпеливо пережидая ее многочисленные пылкие романы. И таки дождался...

    — Вашим родителям приходилось в жизни сталкиваться с Хрущевым?

    — Естественно. Как-то на встрече с творческой интеллигенцией Хрущев начал поучать присутствующих, как надо играть на сцене, писать книги и снимать кино. Все слушали молча, а папа, которому это надоело, крикнул: «Никита Сергеевич, расскажите лучше про Кубу!». Говорят, Хрущев от изумления просто потерял дар речи. И хоть времена были уже не сталинские, отцу все равно грозили большие неприятности. Из-под удара его вывела министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, которая актера Рыбникова очень любила. Она знала, что он был никудышным дипломатом — всегда резал правду-матку в лицо.


    «Чтобы мы не забыли родителей, которых постоянно не было дома, бабушка повесила на стену их портреты и время от времени на них показывала — напоминала»

    — У вас был хлебосольный дом?

    — Не то слово. Родители любили накрывать столы и приглашать гостей. Правда, на Новый год они всегда куда-нибудь уходили, а все остальное время находились в разъездах, но свои дни рождения старались проводить дома. Поэтому 13 декабря, когда родился папа, и 19 февраля, когда родилась мама, были нашими главными семейными праздниками.

    Дверь в эти дни практически не закрывалась, и бабушка говорила, что у нас не квартира, а проходной двор. За столом всегда было очень весело. Для нас устраивался отдельный детский стол, но мы все равно слышали, как взрослые смеются, поют под гитару и рассказывают анекдоты. Обязательно бывали Сергей Федорович Бондарчук с Ириной Константиновной Скобцевой (она была крестной Ариши). Приходили космонавты, шахматисты и хоккеисты...


    Алла Ларионова пережила мужа на 10 лет. После его смерти она с головой ушла в работу. «Мама взяла себя в руки и выкарабкалась»

    Папа был большим поклонником хоккея. Однажды во время чемпионата мира он сидел-сидел перед телевизором, мучался-мучался, а потом сорвался и через два дня был уже в той стране, где чемпионат проходил. Сохранились документальные кадры, на которых видно, как после победы нашей сборной папа одним из первых выбегает на лед, чтобы поздравить друзей-хоккеистов.

    — Чем угощали гостей?

    — Ради праздника мама варила суп из белых грибов и делала салат «Мао Цзэдун» — с крабами и рисом, аналог нынешнего из крабовых палочек. На стол выставлялась папина консервация: он обожал солить огурцы и помидоры, но открывать банки до октябрьских праздников запрещал. Когда его спрашивали, почему, говорил, что все должно хорошо промариноваться и просолиться. Но основным блюдом были пельмени, которые лепили все наши гости, мама специально для этого пошила много разноцветных ситцевых фартуков, чтобы всем хватило.

    Вообще, все домашнее хозяйство в нашем доме было на папе. Он очень любил и умел готовить, поэтому никому не доверял походы по магазинам и рынкам. Причем умел не только выбирать продукты и вещи, но и торговаться.

    — Кто же тогда делал мужскую работу по дому?

    — Мама. Для нее не было проблемой вбить гвоздь или вкрутить лампочку. И за рулем она чувствовала себя увереннее, хотя папа тоже неплохо водил машину. Но мама делала это виртуозно! Помню, как-то она подвозила ныне покойную Нонну Викторовну Мордюкову. Мы с сестрой на заднем сиденье возились, так мама успевала и баранку крутить, и за дорогой следить, и на нас покрикивать: «Алена, Ариша, успокойтесь!», и с Нонной Викторовной разговаривать. Та потом восторгалась: «Надо же, как Алла водит — все за рулем успевает!».


    ЕСЛИ РОДИТЕЛИ И ССОРИЛИСЬ, ТО ПО ОЧЕНЬ СМЕШНЫМ ПОВОДАМ: ИЗ-ЗА ЛЮСТРЫ ИЛИ ЗАНАВЕСОК

    — Вас мама часто катала в машине?


    — Гораздо чаще с ней ездила ее любимая собака — болонка Капля, которую маме подарили в каком-то питомнике, когда они со съемочной группой возили по стране фильм «Ко мне, Мухтар!».


    У тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой (вторая справа в первом ряду) актер Рыбников был среди любимчиков, несколько раз она его даже выгораживала — «он был никудышным дипломатом, и всегда резал правду-матку в лицо». Николай Рыбников, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Алла Ларионова, Екатерина Фурцева, Ирина Скобцева и другие на загородном пикнике

    Капля маму обожала. Когда она уезжала, лежала на мамином халате — стерегла его. Нам с сестрой хотелось с ней поиграть, но она нас за хозяек не признавала, поэтому мы все время ходили покусанные. К маме Капля никого не подпускала, причем не только чужих, но и... папу. Если он пытался обнять маму, тут же начинала на него рычать — ревновала.

    — А Николай Николаевич ревновал вашу маму?

    — Наверное. Говорят, однажды папа чуть не подрался с Юрием Гагариным, которому очень понравилась мама. Но на моих глазах ничего подобного никогда не было, они жили душа в душу. Даже если иногда и ссорились, то по очень смешным поводам — например, из-за новой люстры или занавесок. Дело в том, что мама, на мой взгляд, родилась не в свое время. Живи она сейчас, стала бы превосходным дизайнером, у нее не было бы отбоя от заказчиков.


    «Весна на Заречной улице», 1956 год

    У мамы был очень хороший вкус, который немного передался и мне. Она всегда чувствовала, какой именно предмет интерьера нужен в ту или иную комнату. Бывало, по блату папа купит люстру, которая совершенно ни к чему не подходит, а маме она, естественно, не нравится. Отец обижается — он ведь старался. Слово за слово, вот уже и поругались.

    — Поклонники папины и мамины вам не досаждали?

    — Всякое случалось. Долгое время нам по телефону звонил какой-то грузин, мамин обожатель. Он то на своем языке что-то говорил, то переходил на русский, но из-за сильного акцента трудно было понять, чего он хочет. Позвонил даже в тот день, когда не стало папы. «Не беспокойте нас сегодня, — попросила я, — у нас папа умер». — «Как, — воскликнул он, — Коля умер?!». Извинился, положил трубку и больше не звонил. Помню, какая-то девушка, папина поклонница, долго стояла в подъезде. Мы с Аришей не выдержали, пригласили ее в дом. Гостья оказалась очень приятной — сказала, что приехала откуда-то из Сибири, чтобы посмотреть на любимого артиста.

    — Надо понимать, что ваш отец был главным добытчиком в семье?

    — Даже в самые трудные и голодные времена не случалось такого, чтобы у нас в доме не было продуктов: папа всегда умудрялся доставать их буквально из-под земли или, как тогда говорили, из-под прилавка. К тому же в последние годы его жизни, когда мы жили в Марьиной Роще, он очень любил ходить в баню, а там парились все — от грузчиков до директоров магазинов. Банные знакомства позволяли ему добыть все. Но сам он ел немного — в последнее время начал полнеть и, чтобы быть в форме, часто садился на диету.


    ВО ВСЕХ ГОРОДАХ СТРАНЫ ПАПА ТУТ ЖЕ БЕЖАЛ В КНИЖНЫЙ МАГАЗИН И НАБИРАЛ ПОЛНУЮ СУМКУ КНИГ


    С Надеждой Румянцевой в картине «Девчата», 1961 год

    — У Николая Николаевича были увлечения?

    — Книги — большой дефицит по тем временам. У нас была огромная библиотека, и собирал ее в основном папа. Во всех городах страны — от Калининграда до Камчатки — он, едва устроившись в гостиницу, тут же бежал в книжный магазин и набирал целую сумку книг. А поскольку их тяжело было везти с собой, отовсюду отправлял сам себе посылками. Зато с каким удовольствием потом читал!

    — Свои фильмы ваши родители любили смотреть?

    — Представьте, да. Причем мама никогда не говорила: «Я смотрю кино», всегда: «Я смотрю картину». А вот звездной болезни у родителей не было никогда. В связи с этим расскажу вам одну историю.


    С Инной Макаровой в фильме «Высота», 1957 год

    В каждую годовщину папиной смерти — такая уж у нас была традиция — мы после кладбища обязательно шли в ресторан Дома кино, чтобы помянуть его. Ресторан этот сравнительно небольшой, да и с улицы туда просто так не попадешь — как правило, там собираются только свои. Но в тот раз за соседним столиком громко праздновали чей-то день рождения — было много гостей, стояли цветы. Мы тихо сели в сторонке, и все, кто знал папу, подходили к маме, говорили ей какие-то теплые слова и отходили.

    Все было хорошо, пока кто-то из наших знакомых возмущенно не обратился к компании за соседним столиком: «Вы не могли бы потише! Мы тут Колю Рыбникова поминаем!». Мама даже в лице переменилась. «Ни в коем случае! — извиняющимся тоном сказала она. — Не обращайте, пожалуйста, на нас внимания». А этого человека отчитала: «Зачем ты портишь людям праздник?!».


    «Мы еще такое построим, что с Марса будут смотреть и удивляться!». В знаменитой картине Александра Зархи «Высота» Николай Рыбников сыграл разбитного монтажника-высотника Колю Пасечника

    — В последний день своей жизни Николай Николаевич тоже пошел в баню. Возможно, с его больным сердцем ему стоило поберечься?

    — Кто же знал, что так получится? В баню отец всегда ходил рано утром, у него это называлось «на первый пар». Бывало, мы еще спим, а он быстренько соберется и убежит, благо идти недалеко. Так вышло и в тот день.

    Я потом маму спрашивала, не было ли у нее каких-то предчувствий. Она сказала, что папа как-то особенно сильно в то утро хлопнул дверью. Как будто навсегда закрывал ее за собой. Она даже вздрогнула, но потом ее отвлекли повседневные дела...

    Папы долго не было. Потом он пришел, выпил коньячку, покушал и прилег. Вроде бы все, как обычно. И только собака, которая жила у нас тогда — маленький черный пудель, — не находила себе места: бродила туда-сюда, пищала, царапала дверь папиной комнаты. Когда мама пришла его будить, оказалось, что он уже умер.


    С Натальей Андрейченко в фильме «Уходя — уходи», 1978 год

    — Правда, что он ушел, ничего не почувствовав?

    — Да, лицо у него было какое-то удивительно спокойное, безмятежное, а на губах — улыбка... Отец всего двух месяцев не дожил до своего 60-летия. Хотелось просто сесть и поплакать, а нужно было спрятать свои чувства подальше и заниматься похоронами. В 90-е это было целой проблемой, ведь в то время в магазинах ничего нельзя было купить.

    Мы с папиным братом и Аришей, взяв свидетельство о смерти, пошли в магазин — нам нужно было хотя бы два ящика водки, а давали всего один. Но когда продавец и товаровед узнали, для кого мы ее берем, продали нам три ящика. Правда, и этого едва хватило: на похороны и поминки пришло гораздо больше людей, чем мы ожидали.


    ПОСЛЕ ПАПИНОЙ СМЕРТИ МАМА ЧАСТО ГОВОРИЛА: "УСНУТЬ И НЕ ПРОСНУТЬСЯ — МНЕ БЫ ТАК. ОНА УМЕРЛА ВО СНЕ"

    — Почему вы предпочли Ваганьковскому кладбищу далекое Троекуровское?


    — Так решила мама, которой предложили участки на выбор. На Ваганьковском она место забраковала, потому что к нему нельзя было подъехать: гроб пришлось бы нести на руках. «И потом, — сказала, — я часто езжу на машине мимо Ваганьковского, не хочу, чтобы у меня каждый раз сердце рвалось. Лучше уж я буду приезжать на Троекуровское — посижу, поговорю с Колей». Мама заказала и памятник для папы в виде оборванной кинопленки с его портретом. Теперь там, рядом, лежит и она сама, а напротив покоится прах бабушки и моей сестры. Ариша умерла несколько лет назад — у нее тоже было больное сердце.


    Одна из последних киноработ — «Выйти замуж за капитана», 1985 год

    — Как Алла Дмитриевна пережила смерть мужа?

    — Статус вдовы никого не красит, люди под ним прогибаются, очень трудно привыкать к одиночеству. Была опора, надежное плечо рядом, и в один момент все исчезло. Мама у нас была стойким человеком, никому не показывала свою слабость и никогда не распускала нюни, но тут даже она растерялась.

    — Что помогало ей держаться?

    — Работа. Вячеслав Шалевич предложил ей роль в антрепризе, где играл с Марианной Вертинской и Людмилой Целиковской. Когда Целиковская по какой-то причине ездить по городам и весям больше не смогла, Вячеслав Анатольевич пригласил маму. Она ушла в работу с головой — учила текст, ездила мерить костюмы. А ведь ей тяжело было перестроиться: она в театре никогда до этого не работала, да и бабушка у нас тогда больная лежала. Но мама взяла себя в руки и выкарабкалась.

    Она пережила папу почти на 10 лет... После его смерти часто говорила: «Уснуть и не проснуться — мне бы так! Такую смерть надо заслужить». Она умерла в апреле 2000 года во сне. Значит, заслужила.





    Просмотров: 270 | Добавил: plecou | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024

    Бесплатный хостинг uCoz